Фотоаппарат- сделай сам

Из множества изданий по фотографии второй четверти ХХ века отдельно можно выделить книги по изготовлению самодельных фотоаппаратов и принадлежностей.

Когда мы с вами рассматриваем подобные издания, они кажутся необычными. Ведь сегодня никому и в голову не придет самому пытаться изготовить фотоаппарат или какие-то принадлежности к нему. Чтобы лучше понять причины появления таких изданий, ставших своеобразным культурным явлением в мире фотографии тех лет, давайте обратимся к истории советской фотографии.

До Великой Октябрьской революции в нашей стране отсутствовала собственная промышленность  по производству фототехники и необходимых для любителей принадлежностей. Существовали лишь частные мастерские  и торговые дома в Петербурге, Москве, Одессе и некоторых других городах, занимавшиеся торговлей зарубежными камерами и фотоматериалами. В 1927 году журнал «Советское фото» писал: «Фотолюбитель дореволюционного периода в своей массе был представителем привилегированных и зажиточных классов».

После Октябрьской революции ситуация стала меняться коренным образом. Фотография была признана одним из важнейших средств коммунистической пропаганды. В своей работе «Директивы по киноделу» 17 января 1922 года Владимир Ильич Ленин писал: «Нужно показывать не только кино, но и интересные для пропаганды фотографии с соответствующими надписями. … Картины пропагандистского и воспитательного характера нужно давать на проверку старым марксистам и литераторам, чтобы у нас не повторялись не раз происходившие печальные казусы, когда пропаганда достигает обратных целей».  

С этого момента начался бурный процесс становления отечественной фотопромышленности.  Уже к 1926 году появляются артели, производившие собственные фотоматериалы.

Но, для многих желающих заняться фотографией, фотоаппарат по-прежнему остается мечтой: поставки из-за рубежа крайне ограничены, а собственных камер еще не существует. Чтобы как-то облегчить ситуацию, начинают массово издаваться брошюры, предлагающие изготовить фотоаппарат самостоятельно. Так, в 1927 году издательство «Огонек» печатает брошюру «Как самому сделать фотографический аппарат». А в 1928 году - «Самодельные фотоаппараты и приборы».

В 1930 году выходит в свет книга Д.З. Бунимовича «Мастерская фотолюбителя. Повреждения и починка фотографических аппаратов и затворов». В ней рассказывается, как отремонтировать и привести в пригодный для работы вид фотоаппарат, купленный в комиссионном магазине. Как честно признается автор, камеры эти,  находятся чаще всего далеко не в лучшем состоянии. Сразу после покупки их предстоит самостоятельно (опытные мастера встречались довольно редко)  чистить и ремонтировать. Кроме того, те, кто сумел приобрести зарубежную камеру, сталкивались с другой проблемой: часто было невозможно найти именно те фотоматериалы, которые для нее требовались. С такой проблемой сталкивается герой фильма «Судьба барабанщика». Он вынужден отнести свой фотоаппарат в мастерскую, чтобы его переделали под имеющиеся в продаже пластинки.

В 1930 году в нашей стране на Государственном оптико- механическом заводе в Ленинграде начинается выпуск первого массового фотоаппарата «Фотокор №1». В январе 1934 года в Харьковской трудовой коммуне для беспризорных детей имени Ф. Э. Дзержинского начинается выпуск камер «ФЭД»- аналогов известной немецкой камеры «Leica». Но, рядовым любителям до начала 50-х годов они будут едва доступны. На это повлияют и цена и особенности торговли тех лет.

Тем временем, из журналов советский человек узнавал о развитии и огромном успехе своей станы в области фототехники. Со страниц «Советского фото» на него смотрели колхозницы и шахтеры, ученые и музыканты, снятые маленьким и компактным «ФЭДом». Впечатление усиливалось призывами требовать фотоаппараты во всех магазинах страны.

Для тех, кто отчаялся требовать недоступные ему товары, в  1937 году государственное учебно-педагогическое издательство в Ленинграде издает книгу «Самодельные фотоаппараты». Стоила он 70 копеек в мягкой обложке и 1 рубль в твердой. «Основное содержание книги- указание, как построить самодельный фотоаппарат и «универсальную фотолабораторию», которая может заменить темную комнату. Первый аппарат представляет собой ящичную камеру. Второй аппарат «Микро»- некоторое подобие «ФЭДа», но по размерам почти в 2 раза меньше его»,- гласит вступление. Эта книга, представленная в моем собрании, поступила в те годы в библиотеку

35-й средней школы Выборгского района Ленинграда.

Сороковые годы во многом характеризуются трофейными камерами  «Кодак», «Агфа», «Фохтлендер», которые советские солдаты и офицеры привезли с территории Германии после окончания Второй Мировой войны. Но, полностью компенсировать дефицит, сложившийся в стране к началу войны, они не могли.

Наиболее характерными для 1950-х годов стали стремительно  развивающееся фотоаппараты «Зоркий», «ФЭД», «Киев», «Москва» и конечно, знакомая всем подросткам тех лет «Смена». Ни один школьный фотокружок не обходился без нее. Простая, надежная и не дорогая - она идеально подходила в качестве хорошего подарка ребенку.

На фоне такого интенсивного развития промышленности любители по-прежнему сталкиваются с дефицитом. Кто-то не может найти в своем городе фотоаппарат, кто-то пленку или другие принадлежности к нему. Все это тщательно скрывается в издаваемых для любителей книгах, но ярко отражается в журнале «Советское фото», где в каждом номере публикуются письма читателей, недовольных обслуживанием фотолюбителей. Так в ноябрьском номере за 1958 год фотолюбитель И. Сонин из Иркутска пишет: "С апреля в магазинах нашего города нет пленки для малоформатных аппаратов. А ведь весной партии геологов, биологов отправятся в экспедиции. Никому не хочется брать с собой в дорогу аппарат без пленки. ... Иркутск, к сожалению, не имеет специализированного магазина фототоваров. Фотобумагу, например, можно увидеть в отделах "Хозяйственные товары", "Одежда" и т. д. Торговым работникам невдомек, что вряд ли фотолюбители будут искать бумагу в магазинах с вывеской "Одежда". В том же номере, В. Чумаков из села Орловка, Фрунзенской области пишет: "Сельские фотолюбители испытывают большие трудности в приобретении фотоматериалов. В магазинах нашего района в последнее время редко бывает в продаже доброкачественная фотобумага и пленка. Лежащая на полках матовая бумага выпуска 1954 года и фотопленка пятилетней давности не привлекают внимания покупателей. ... Сельские фотолюбители по-прежнему не чувствуют заботы о себе торгующих организаций".

Следом за этими письмами идет уже привычный призыв «Фотолюбители! Требуйте отечественные фотоаппараты во всех магазинах потребительской кооперации».

Сложившаяся ситуация не могла остаться без внимания, и в 1950 году издается книга А.Г. Шкулина «Как самому сделать фотоувеличитель». Во введении, рассказывается об успехах советской фотографии, о появлении современных фотоматериалов. О том, для чего нужно заниматься изготовлением увеличителя самостоятельно, а не купить его в магазине не говорится. Ответ на этот вопрос можно найти в статье В. Полякова «О фотоувеличителях без преувеличения», опубликованной в журнале «Советское фото» за март 1957 года:

 «Из разговора с работниками торговой палаты мы узнали, что увеличители изготовляют лишь отдельные предприятия, и то по доброму желанию. Даже Московский специализированный завод фотопринадлежностей с большей охотой выпускает необязательный ассортимент - барабаны, софиты и даже… иглы для поднятия петель на капроновых чулках, но не фотопринадлежности».

 

Е. Слепнев

СПб, 2016

Все упомянутые в данной публикации издания хранятся в личной коллекции автора.

Яндекс.Метрика
Flag Counter