И объяснит, и поможет учитель

Морозным зимним вечером молодой учитель Артур Валерьевич собирался домой. У него было много занятий, потом, нужно было подобрать задания на следующий день, одним словом- засиделся на работе. Выйдя из колледжа, учитель направился к остановке. Артур Валерьевич увидел на остановке Игоря - одного из его студентов. Пока не приехал трамвай, учитель решил узнать, как у Игоря идут дела. Выяснилось, что с его предметом есть некоторые затруднения, Игорь никак не может разобраться с отдельными деталями.

— У тебя сейчас есть время?

— Да, конечно, Артур Валерьевич.

— На улице холодно, да и темно уже, продолжить беседу я хотел бы у себя дома. Прими это как приглашение, Игорь. Ты не против?

— Это было бы чудесно, только неудобно как-то…

— Что ты, Игорь, ничего неудобного в этом нет, я живу совсем недалеко.

Подъехал трамвай. Вышли они через несколько остановок. Уже совсем стемнело, редкие прохожие торопились домой.

Игорь впервые оказался дома у своего учителя. Комната оказалась довольно просторной, на дверях- портьеры из бархата. Вдоль стены - шкафы, наполненные книгами, тускло поблескивали золоченые переплеты. На другой – романтические сюжеты. Все способствовало тихим, неторопливым беседам.

— Может быть кофе, Игорь?

— Я буду рад, спасибо огромное, Артур Валерьевич! Нам еще нужно разобраться с непонятными заданиями.

— Сначала кофе, потом дела.

Когда кофе был выпит, Артур Валерьевич принялся объяснять все, что было непонятно Игорю. В итоге Игорь не только разобрался с непонятным, но еще и много нового узнал он из разговора с учителем.

Когда стали разбираться с работами А. Тьюринга, речь зашла о Великобритании. «А хочешь посмотреть, какой она была во времена Тьюринга?», - неожиданно спросил Артур Валерьевич. «Да, было бы любопытно, но как мы это сможем?», - смущенно ответил Игорь. «Сможем», - заверил учитель. Буквально через минуту Артур Валерьевич достал из шкафа старую, увесистую книгу. В книге - сотни видов Объединенного Королевства первой половины ХХ века. Игорь с удовольствие принялся разглядывать причудливые деревушки, крыши Эдинбурга, едва освященные пробивающимся сквозь тучи солнцем, виды Лондона, Темза, окутанная туманом – все то, что возможно видел великий математик. Все стало как-то яснее для Игоря, погружение в атмосферу, в который свершались великие открытия, только благоприятно повлияло на восприятие. Зрительные образы надолго остаются в памяти, а с ними легко вспоминаются и нужные материалы.

Еще много раз Игорь побывает в гостях у Артура Валерьевича, каждая встреча будет обогащать его новыми знаниями интересными открытиями, порой так далекими от предметов Артура Валерьевича, но так интересными любому человеку, чей внутренний мир куда шире, чем границы одной специальности. Интеллектуальный фон, яркие визуальные образы - сколько о них говорили великие педагоги прошлого. У Артура Валерьевича все это сочеталось в такой простой, и очень человечной форме. Форме, для которой не нужны какие-то особые слова, какая-то надуманная строгость, никакого принуждения. Невольно вспоминаешь о том, что Учитель - призвание. В его жизни все подчинено одной, но пламенной цели- дарить добро, любовь и просвещение.

 

Изображение: открытка "Лондон в сумерках", 1909 год. Из моей коллекции.

0 Comments

О подходе к оценкам

Часто учителя задают один и тот же вопрос: “Может ли быть так, что все получают хорошие оценки?”. Что же побуждает учителя сомневаться в этом? Почему он настолько убежден в «чудодейственной силе» плохих оценок, в том, что очередная двойка изменит ситуацию к лучшему, ученику, который ее получил, захочется учиться? Как это ни странно, такой подход прочно укоренился в сознании многих учителей, они не представляют себе, что может быть иначе. Вспоминается одна история, которой когда-то поделился со мной молодой учитель:

«Вася был заядлым двоечником и троечником, плохие оценки ему ставили не потому, что Вася ничего не умел, а потому, что каждый раз он хотел справляться со всеми заданиями по-своему, это не всегда совпадало с теми вариантами, которые предполагали учителя. Не важно, что Вася успешно со всем справлялся, давно уже устроился на работу по специальности, главное, это не совпадало с ожиданиями. В итоге Вася так и закончил колледж оставшись со множеством троек, а «справедливость» якобы восторжествовала»

В этой истории мы видим пример распространенного заблуждения – не важно, что ученик может, главное, чтобы результаты его труда полностью соответствовали ожиданиям учителей, а иногда, что греха таить, просто создавалось впечатление активной работы. «Какой хороший(-ая) ученик(-ца), все-то выполняет, каждый урок старается», - часто именно так характеризуются соответствующие «требованиям» ученики. При таком подходе теряется самое главное – личностный подход к каждому, атмосферы творчества, мысли, живого интереса к изучаемому. А ведь именно мышление, индивидуальное восприятие знаний, их переосмысление- залог формирования прекрасного специалиста. Именно включение мышления в процесс познания, творческий подход к той или иной деятельности- гарантия того, что в дальнейшем такой ученик сможет успешно справляться с теми задачами, которые потребует от него работа, успешный труд будет вызывать в нем чувство глубокого удовлетворения, дарить вдохновение для новых достижений.

Бывает и другой случай, когда двойки и тройки получает тот, кто действительно еще не очень понял новую тему, кому возможно требуется больше времени для ее восприятия. Но получив двойку, такой ученик явно не испытает желания учиться, скорее наоборот, захочется бросить такую учебу. Здесь для учителя важным становится осознание того, что оценки — это не самоцель обучения, они не должны быть орудием наказания, а могут лишь быть вознаграждением за новые успехи. А иногда, и за ожидаемые успехи, которые еще впереди, но которые должны стать желанными для ученика. А ведь для такого ученика так важна «ситуация успеха», окрыляющая и придающая силы к новым свершениям. Ведь, как бы это не скрывали, каждый хочет быть успешным, каждый любит, чтобы у него что-то получалось, и только тогда хочется идти дальше, только тогда проснется тяга к знаниям. И здесь многое зависит далеко не от оценок, а от личности учителя, его человеческих качеств, его веры в каждого из учеников, умения в каждом найти что-то прекрасное. Тогда и оценки не потребуются, ведь лучший стимул — это вера в человека, вера в том, что каждый человек по-своему прекрасен и талантлив. Если в Вас верят - Вы сможете гораздо больше, преодолеете многие преграды.

 

Изображение: Замок Leopoldstein, Австрия. Открытка из моей коллекции.

0 Comments

Дружба с учителем, возможно ли это?

Дружба с учителем, возможно ли это? Наверное, многим это покажется странным, невозможным, даже чем-то запретным. В нашем XXI веке часто слышу: «это невозможно», «я так не могу», «меня так воспитали, что со старшими дружить нельзя, а уж с преподавателем точно». А бывает и так: «Ой, мне так непривычно общаться не на занятиях». А почему же нельзя? Неужели дружба становится чем-то запретным, вредным? Откуда исходит такая настороженность и страх обычного человеческого общения?

Возможно, причина этого кроется в поведении многих учителей, которые всеми силами стараются отгородиться от учеников неприступной стеной. Из-за этой баррикады пытаются они давать команды, властно утверждать какие-то истины, нести знания, как им кажется единственно верным способом. Разве может возникнуть желание общаться с таким учителем, можно представить его в качестве друга? Какие духовные связи могут связать такого педагога с учениками? Правильно, никакие. Безусловно, жить за баррикадой, отстраненно от учеников - проще во всех смыслах, но только будет ли от этого толк? Cможет ли такой учитель найти путь к каждому ученику, его желаниям, потребностям, его богатому внутреннему миру, который ждет обогащения, наполнения новыми идеями, смыслами, а может быть и трудностям, с которыми встречается он в своей жизни, не только в изучении тех или иных предметов, но в отношениях с родителями, друзьями, любимыми? Сможем ли мы из-за глухой стены рассмотреть, кто вокруг нас? Такой подход передается из поколения в поколение, возникает стойкий стереотип: учитель- только источник знаний, такая своего рода живая энциклопедия, говорящий учебник, который вовсе лишен человеческих качеств. Получается, мы сами создали эту стену, сами тщательно укрепляем её с одной стороны, с другой - родители, формируя ложное представление об учителе, как о неприступном ледяном принце или принцессе.

Обратимся к великому учителю Василию Александровичу Сухомлинскому. В одной из его работ находим: «Мы добиваемся, чтобы учителя и учеников объединяла духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло».

Я твердо убежден, что дружба - обязательное условий успешного воспитания и обучения. Без нее, без множества общих и самых разнообразных интересов, увлечений невозможно найти путь к сердцу каждого ученика. Именно духовная и эмоциональная связь позволяет лучше воспринимать то, чему вас хотят научить, понять то, в чем возникают затруднения, найти наилучший путь к качественному обучению, формированию духовно-нравственных ценностей, обогащению внутреннего мира как ученика, так и учителя, что тоже немаловажно.

Иллюстрация из книги L. Hough "Dr. Jolliffe's Boys".

0 Comments

Учитель спешит на помощь

В райцентр приехал молодой учитель Александр Степанович. С первых дней, как устроился он в местный колледж, стали тянуться к нему ребята. Поначалу было как-то неудобно, «учитель же, вдруг что подумают?», долго присматривались к нему. Каких только проблем не возникало. Александр Степанович всегда старался помочь, никому не отказывал. Стало понятно- учителю можно доверять.

Учился у Александра Степановича Петя - отличный парень, учился неплохо, единоборствами занимался, выступал за местный спортивный клуб. Для своих 19 лет очень даже неплохие достижения. Как-то так случилось, нашел Петя общий язык с молодым учителей, то в одном Александр Степанович ему поможет, то в другом. Если что не понимает Петя, так сразу к учителю обращается.

Осенним вечером Александр Степанович шел домой через парк, встретил там Петю - парень совсем грустный был. Поведал Петя учителю свою историю о том, как уже несколько месяцев папа с мамой разводятся, вот-вот в доме появится отчим, который и слышать про занятия единоборствами не хочет, говорит, что нечего на них время и средства тратить. А ведь Петя уже давно занимается, есть свои успехи, тренировки бросать ему не хочется, а тут, как назло, перчатки порвались, нужны новые. Пытался Петя поговорить с родителями- ничего не вышло. Мама ничего и слышать не хочет, только отчима поддерживает во всем. «Что же делать в этой ситуации?», - задумался учитель. Ведь нельзя оставить Петю в такой ситуации, жаль парня. Конечно, можно будет попробовать убедить родителей, но на это нужно время и не известно, принесет ли это результат, ведь такое отношение к чувствам и желаниям ребенка, сложности бракоразводных отношений, приход отчима в семью, где взрослый сын, которому нужно дать возможность учиться – все это очень непросто, порой требует огромных усилий. Но нельзя лишить парня надежды на счастливую жизнь именно сейчас, нельзя отложить его жизнь на потом.

Александр Степанович с Петей зашли в местный кафетерий. За чашкой кофе решили обсудить сложившуюся ситуацию, ведь так и не холодно, да и обстановка больше располагает к общению.

- А давай купим тебе перчатки, и ты будешь заниматься как прежде?

- Так беда в том, что денег на них не хватит.

- А если я помогу?

- Ой, не знаю, а вдруг я не смогу вернуть их в ближайшее время: учеба, тренировки- времени пойти работать совсем нет. Я так не смогу. Неудобно как-то.

- Может быть ты подумаешь? Ведь у тебя будут перчатки, ты сможешь заниматься любимым делом, учиться, а об остальном не стоит переживать.

- А как же возвращать их?

- Никак, мне не трудно, а тебе так будет лучше. Смотри, что получается: если ты устроишься на работу- придется или тренировки забросить, или учебу. А для тебя важно и то и другое. Я уверен, что тебя ждет успех, и без образования тебе нельзя остаться, не сомневайся! Представь себе, что если ты бросишь учебу твоя мама еще больше разочаруется, найдет подтверждение идеям того, что занятия- вещь ненужная.

Допив кофе, они разошлись по домам. На следующий день у Пети появились перчатки, он продолжил свои тренировки, и колледж сумел благополучно закончить. Еще не раз он обращался за помощью к Александру Степановичу с самыми разными проблемами, и не пожалел об этом.

С тех пор прошло много лет, Петя живет, работает, продолжает заниматься единоборствами, все в его жизни наладилось. Еще больше они подружились с Александром Степановичем, человеком, благодаря которому Петя не утратил веру в добро, духовность, в то, что всегда можно найти тех, кто готов тебе помочь, что учитель может стать настоящим другом.

Вот такая поучительная история.

Именно таким, как на этой открытке из моей коллекции, хочется видеть мне будущее моих учеников: одухотворенным, ярким, счастливым и чистым, наполненным смыслом, радостью созидательного труда, созиданием любви в себе и вокруг себя.

0 Comments

Может ли обучение быть интересным и увлекательным?

Может ли обучение быть интересным и увлекательным? Должно ли оно быть таким, или ученикам нужно смиренно терпеть все тяготы скучного и порой тяжелого обучения? Именно такими вопросами уже больше века задаются учителя, ученики и их родители. Как это часто бывает, учитель руководствуется следующим: "Дал задание- выполняй, не выполнил- накажу. Тебе не интересно? Меня это не интересует, у меня такой предмет. А как ты работать будешь? Я лучше знаю, что тебе нужно, а твое дело только выполнять". Такой авторитарный подход, при котором ученик подобен рабу, принужденному сносить все, что ему приказывают, порой нелогично и садистично, стойко укоренился в сознании многих педагогов. Очевидно, он порочен по своей сути. Как отмечал английский философ Г. Спенсер, обучение должно быть приятным и интересным. И это была первая половина XIX века. Уже тогда, после публикации его работ по педагогике, многие учителя, сторонники гуманной педагогики, признали, что обучение может быть приятным, что самые сложные задания посильны ученикам тогда, когда они заинтересованы, им хочется с этим справиться, а не потому, что учитель опять начнет ругаться, поставит двойку, вызовет родителей. Взглянув на жизнь работников современных компаний и предприятий, мы замечаем, что наиболее активно и успешно идет работа по тем направлениям, где сотрудник лично мотивирован и заинтересован. Именно свободный и заинтересованный человек успешен в работе, а не тот, кто трудится по принуждению. За подтверждением этого далеко ходить не нужно. Вспомните себя, как Вы выполняете то, что Вам поручено, но не вызывает интереса и желания? Правильно, посредственно. Да, возможно, Вы не бросите порученное дело, но и блестящих результатов ожидать не стоит. Безусловно, бывает и так, что ученик в силу тех или иных причин абсолютно не готов к изучению вашего предмета, не испытывает ни склонностей, ни желания к его изучению. Что же тогда делать? Часто можно слышать: «Ему (ей) нужно двойку поставить, выгнать, отчислить, заставить». Верно ли это? Будет ли польза от такого учения, какие чувства сформирует такой подход в человеке? Разумеется, что ничего хорошего это не принесет. Нужно не забывать, что учитель, какой бы предмет он ни вел, является воспитателем. А любовь и ответственность, как составляющие воспитания, никак не совместимы с тем, что мы только что предложили. Другое дело, найти то, что обогатит человека, его внутренний мир. У каждого это будет что-то свое, главное понять и почувствовать это, собственно, на то и дана учителю душа. Душа, которая не должна быть глухой к внутреннему миру своих учеников: миру их желаний, чувств, переживаний. А обретя что-то для своей духовности, человек скорее проникнется интересом и к остальному, что несет учитель, тому, ради чего мы хотели допустить насилие над личностью, рожденной быть свободной. Вот и пробудился интерес, мы успешно справились со своей задачей, не причинив боль, дискомфорт, грубо не вторгнувшись во внутренний мир другого человека.

Хочется, чтобы мироощущение каждого из учеников сохранило свою чистоту и красочность, как этот чудесный уголок побережья Франции на открытке из моей коллекции.

0 Comments

Как не оставить учеников за бортом корабля "Счастливая жизнь"

Часто слышу, что нестрогий и довольно свободный в своей работе учитель- это плохо. Вот если "строгий и все требует" - это великолепный педагог, а что касается учеников, то они "потом поймут, как это важно". Нет, не поймут, но об этом позднее. Давайте подумаем, что из этого выйдет. Да, возможно, у такого "образцового" учителя ученики будут выполнять все задания, будут учить каждый новый параграф. Но, вот только будет ли от этого польза для ученика?

Да, кто-то не только будет выполнять задание, но и заинтересуется данным предметом, продолжит его дальнейшее изучение. Но, это лишь небольшая часть учеников, а остальных ждут куда менее радужная перспектива.

Возможно, кто-то и поддастся, убедит себя в том, что все так, как ему говорят. Но, будет ли он по настоящему счастлив от таких навязанных ему знаний, будет ли он получать моральное удовлетворение от результатов своего труда? А может просто будет всю жизнь мучиться на нелюбимой работе, так как именно так его учили и ничего другого он даже допустить для себя не может. Корабль "Счастливая жизнь" давно ушел, а он все ждет его, и будет ждать до конца жизни. Такого будущего мы желаем своим ученикам? Думаю, что нет, такого и врагу не пожелаешь.

Другой, формально выполнит все то, что от него требуется и больше никогда к этому не вернется, останется лишь чувство какого-то насилия, какого-то принуждения. Опять же, никакого морального удовлетворения.

Но, есть и другой сценарий. Учитель по настоящему любит и верит в каждого ученика, старается заинтересовать даже тех, кто возможно еще не сильно вовлечен в процесс познания. Именно удовольствие от процесса, его увлекательность для каждого ученика лежит в основе его работы. Процесс идет легко и непринужденно. Не требуется какой-то искусственной строгости, лишних условий. У учеников нет повода для неуверенности и стеснения, страха допустить ошибку, проявить свою индивидуальность, творческий подход. Каждый находит для себя что-то свое. В такой атмосфере учение легко сочетается с духовным развитием, становится единым целым. Возможно, не все задания будут выполнены, но зато те, что будут- будут выполнены с радостью, чувством морального удовлетворения, прочно и надолго закрепятся в памяти изучаемые принципы. При правильном подходе, уже в начале будет ясно, какие из заданий вызывают интерес, учителю не составит труда подобрать задания по основным моментам своего предмета именно в таком духе. Тогда и удовольствие не пропадет, и основная часть знаний и навыков будет получена и закреплена каждым. Да, это сложнее, чем стандартный ряд заданий, которые "должен выполнить каждый", но результаты будут совсем иными. Здесь уже учитель не сможет вести себя как Лена из "Polly's Petition" C.M. Clarke: "She had not prepared any lesson, partly because she hardly knew how, and partly because she thought that for such very young children as were to be her charge no preparation was necessary ".

Часто бывает, что проходит время и такой учитель узнает, что часть учеников (даже из тех, кто не очень включался в процесс) хотят продолжить свое обучение в данном направлении, у них появилось желание узнать больше - проснулась тяга к новым знаниям.

Раз появилось желание, можно не сомневаться, такой ученик обязательно освоит то, что осталось за рамками уроков, то что не "вытребовал" учитель. Но, при этом не угаснет интерес, каждый момент обретения знаний станет счастливым, дальнейшая работа будет озарена огнем любви и творческого созидания. И учитель может быть уверен, такой ученик никого не скажет "На работу- как на каторгу". Именно ради этого хочется и стоит работать, чтобы никто не остался за бортом корабля "Счастье".

"А как же те, кто не заинтересовался?",- спросите Вы. Они найдут себя в другом предмете, в другой сфере своей (или иной) специальности. От того, что Вы получите от них все задания, любви не проснется. При предложенном подходе такие ученики не испытают никаких негативных эмоций, изученный, но не пришедшийся по душе предмет останется для них интересным опытом, чем-то новым в процессе познания мира. Главное, у них не будет формироваться неприязни, если жизнь и подтолкнет их ко встрече с данным направлением- они смогут к нему легко адаптироваться, избежать стресса.

Изображение: открытка из моей коллекции

0 Comments

Верьте в каждого ученика

Безграничная, одухотворенная, жертвенная любовь, ответственность за будущее каждого ребенка - вот то, без чего немыслима работа учителя. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: "Возлюби Ребенка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что Ребенок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям и только тогда сможешь именоваться Учителем".

С этими словами невозможно не согласиться. Вера в каждого ученика, его безграничные возможности и талант, добро, побеждающее зло - то, что помогает рождению нового Гражданина, Человека, профессионала своего дела. Ведь как можно стать высококвалифицированным специалистом, если в тебя никто не верит, учителю до тебя нет дела (он занят какими-то своими, субъективно более важными для него делами), учитель сам не очень представляет себе, чему собирается тебя учить. А если при этом он еще и плохо тебя понимает, твои желания, потребности, интересы? Стоит ли ждать высоких результатов? Каким станет такой специалист, а в первую очередь -Человек? Хорошо, если в итого он не придет к ужасной мысли: "Вы сломали мне жизнь!". А ведь начиналось все под девизом знаний и профессионализма. Только вот получение знаний неотрывно связано со всеми другими сферами жизни ученика. А об этом учителя часто забывают. "У меня же семья, дети, жена (муж)",- часто слышу я от учителей. А что молодой человек или девушка, которого они учат тоже может испытывать все эти яркие эмоции и чувства они часто забывают. А может сложности другого плана, может в семье конфликты, может, нет средств к существованию? Обучение не откладывает жизнь, а является лишь её частью. Почему бы не узнать о сложившейся ситуации, постараться совместно найти из нее выход? Да, это требует душевных сил, да, порой просыпаешься в 2-3 часа ночи, так как самые разные мысли не дают уснуть. Но, результат не заставит себя ждать: обучение пойдет куда успешнее, желание ребят учиться у такого Учителя только возрастет, ведь он непосредственно включен в их жизнь, а не живет где-то "на другой планете", откуда отстраненно что-то рассказывает.

Изображение- открытка из моей коллекции.

0 Comments

О важности ситуации успеха

"Есть успех - есть и желание учиться",- писал В.А. Сухомлинский ("Разговор с молодым директором").

Действительно, кому захочется учиться, если ничего не получается, непонятно. А тут еще и учитель подливает масла в огонь: "Опять ничего не выучил (не понял, не знаешь)! Что же с тобой делать!". Уверен, так учиться не хочет никто. Скорее наоборот, возникнет желание все бросить, только чтобы без нравоучений и ощущения беспомощности. А вот хорошо учиться захотят многие, если не все. Подчеркну, именно со словом "хорошо", а не без него. Что же делать в такой ситуации? Ответ прост и довольно очевиден - организовать обучение так, чтобы каждый (именно каждый) ощутил успех. Тогда и дальше не пропадет желание совершенствоваться. И конечно, постоянная (и безусловная) уверенность учителя в способностях каждого ученика. Тогда, сами собой исчезнут приведенные выше фразы, всем станет приятнее и комфортнее: ученикам - учиться, учителю - работать. Собственно, и в остальных сферах общения результат не заставит себя долго ждать. Стали бы Вы обращаться за помощью к человеку, который в Вас постоянно разочарован, испытывает сплошь негативные эмоции (а еще хуже, если переносит их на личное отношение к Вам)? Думаю, Вы ответите "нет".

Изображение - Кентербери (Великобритания) Колледж Св. Августина. Сегодня- Королевская школа. Открытка из моей коллекции.

0 Comments

Об эмоциональной культуре учителя

"Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура... Важнейший источник воспитания чувств педагога- это многогранные эмоциональные отношения с детьми в едином, дружном коллективе, где учитель- не только наставник, но и друг" 

В.А. Сухомлинский "Сердце отдаю детям".

Хоть Василий Александрович и писал о детях и школе, принципы его педагогики справедливы и в колледже.

Именно эмоциональный подход к каждому ученику, живой и неподдельный интерес к его потребностям, желаниям, проблемам может стать залогом успешного обучения (когда интересно, полезно, хочется узнать, найти что-то свое). Иначе, все будет более чем странно: проговорил 45 минут, перемена, проговорил еще 45 и все. Но, будет ли польза? Насколько интересен такой учитель? Захочется ли его слушать (не потому, что "так принято")? А ведь не секрет, что все это будет перенесено и на то, чему такой учитель учит.

 

Изображение: Университет в г. Глазго (Шотландия). Открытка из моей коллекции.

0 Comments

О духовной связи учителя и ученика

« С болью видишь, как даже у знающих свой предмет учителей воспитание иногда превращается в ожесточенную войну только потому, что никакие духовные нити не связывают педагога и учеников» В.А. Сухомлинский

Да, именно так и бывает. Увы, все чаще и чаще становишься свидетелем подобных ситуаций, каждая из которых - повод задуматься, куда мы движемся и не слишком ли дорого придётся «заплатить» за такие знания. Нужны ли нам такие жертвы? Отвечу не задумываясь: нет, не нужны! Да и о каком обучении может идти речь в обстановке войны... Только атмосфера взаимопонимания, добра и любви- залог успешного воспитания и обучения.

Для меня всегда на первом месте счастье и успех моих учеников. Узнать что-то лучше всегда можно и потом, а вот несчастье, увы, может оставить тяжелый отпечаток на всю жизнь.

(рисунок-вкладыш от шоколада из моей коллекции)

0 Comments
Яндекс.Метрика
Flag Counter