Зачем я собираю фотоаппараты?

       У Вас в семье есть фотоальбом? Уверен, Вы много раз листали его, рассматривая фотографии своих бабушек и дедушек, мам и пап. А может это снимки, выполненные во время путешествий? Да и много каких еще фотографий можно в нем встретить. Все они позволяют Вам погрузиться в прошлое, ощутить «аромат» ушедшей эпохи, понять, как и чем жили люди раньше.  Во многом, именно фотографии, мы обязаны теми образами прошлого, которые она донесла до нас через многие десятилетия. А не задумывались ли Вы, как эти снимки были получены? Ведь не мог же фотоаппарат быть таким, как сейчас – маленьким пластиковым приборчиком. А как  тогда учились фотографировать?

        Что же, я могу предложить Вам совершить увлекательное путешествие в мир истории фотографии. И не важно, что мы не сможем перенестись в другое время или другие страны. Самые разные камеры, принадлежности, книги которыми пользовались фотографы за прошедшие полтора столетия – все это хранится в моей коллекции.

         Я увлекся фотоаппаратами много лет тому назад. В те годы старые фотоаппараты и все, что с ними связано, не казались кому–то интересными. От ненужного «хлама» старались скорее избавиться, если не бесплатно, то за незначительную плату. Это были самые плодотворные годы, когда сформировалась основа коллекции. Сколько раз я получал звонки от самых разных людей: «Забирайте сегодня, или мы все выбросим!». Какими были эти встречи, сколько раз приходилось ощущать на себе подозрительные взгляды, отвечать на довольно странные вопросы. Но, было и много интересных встреч, неожиданных находок.

    Однажды, позвонив по объявлению в газете, я договорился с пожилой дамой, продававшей фотоаппарат «Смена» пятидесятых годов ХХ века, о встрече неподалеку от моего дома. В назначенное время мы встретились. Но, дама настойчиво отказывалась даже показывать камеру до тех пор, пока я не заплачу за нее. Видимо полагала, что я могу исчезнуть вместе с ее аппаратом. Пришлось заплатить. Это была зима 2004 года – одно из первых поступлений в коллекцию.

        Но, впереди меня ожидали и приятные сюрпризы. Так, после публикации объявления в одной из газет, неожиданно получил посылку из Северной Осетии. В ней несколько фотоаппаратов, среди которых и «Киев 30»– одна из миниатюрных камер, выпускавшихся в нашей стране. По размеру она чуть больше пачки сигарет. А через несколько месяцев ко мне приходит еще один пакет. В нем фотоаппарат «Зоркий» заботливо отправленный мне жительницей города Вилючинск Камчатской области.

        А потом были выставки, взволнованные посетители, оставлявшие в книге отзывов свои пожелания. Так, маленькая Алина оставила свой трогательный отзыв: «Я очень рада, что побывала здесь, мне запомнился большой фотоаппарат!!!». Тем фотоаппаратом, о котором писала Алина, стала большая деревянная камера, 1956 года выпуска, до начала 2000–х служившая в одном из фотоателье нашей страны. «Хорошо, что не пропадут такие разные свидетели истории фотографии»,– вот, в чем все посетители были едины.

      Вот от чего я испытываю радость, собирая фотоаппараты. Радость не от того, что с каждым днем предметов все больше и больше – я не гонюсь за «рекордами». Понимание того, что коллекция приносит пользу людям, каждый находит в ней что–то свое – необходимую для научной работы информацию, живые воспоминания, вдохновение для творчества – все это и заставляет меня вновь и вновь возвращаться к этой трудной  и ответственной работе – коллекционированию. Ведь как писал И. Андроников: «Владеть коллекцией – быть в ответе перед историей».

 

Е. Слепнев

Петербург

март 2018 года

Яндекс.Метрика
Flag Counter