Дружба с учителем, возможно ли это?

Дружба с учителем, возможно ли это? Наверное, многим это покажется странным, невозможным, даже чем-то запретным. В нашем XXI веке часто слышу: «это невозможно», «я так не могу», «меня так воспитали, что со старшими дружить нельзя, а уж с преподавателем точно». А бывает и так: «Ой, мне так непривычно общаться не на занятиях». А почему же нельзя? Неужели дружба становится чем-то запретным, вредным? Откуда исходит такая настороженность и страх обычного человеческого общения?

Возможно, причина этого кроется в поведении многих учителей, которые всеми силами стараются отгородиться от учеников неприступной стеной. Из-за этой баррикады пытаются они давать команды, властно утверждать какие-то истины, нести знания, как им кажется единственно верным способом. Разве может возникнуть желание общаться с таким учителем, можно представить его в качестве друга? Какие духовные связи могут связать такого педагога с учениками? Правильно, никакие. Безусловно, жить за баррикадой, отстраненно от учеников - проще во всех смыслах, но только будет ли от этого толк? Cможет ли такой учитель найти путь к каждому ученику, его желаниям, потребностям, его богатому внутреннему миру, который ждет обогащения, наполнения новыми идеями, смыслами, а может быть и трудностям, с которыми встречается он в своей жизни, не только в изучении тех или иных предметов, но в отношениях с родителями, друзьями, любимыми? Сможем ли мы из-за глухой стены рассмотреть, кто вокруг нас? Такой подход передается из поколения в поколение, возникает стойкий стереотип: учитель- только источник знаний, такая своего рода живая энциклопедия, говорящий учебник, который вовсе лишен человеческих качеств. Получается, мы сами создали эту стену, сами тщательно укрепляем её с одной стороны, с другой - родители, формируя ложное представление об учителе, как о неприступном ледяном принце или принцессе.

Обратимся к великому учителю Василию Александровичу Сухомлинскому. В одной из его работ находим: «Мы добиваемся, чтобы учителя и учеников объединяла духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло».

Я твердо убежден, что дружба - обязательное условий успешного воспитания и обучения. Без нее, без множества общих и самых разнообразных интересов, увлечений невозможно найти путь к сердцу каждого ученика. Именно духовная и эмоциональная связь позволяет лучше воспринимать то, чему вас хотят научить, понять то, в чем возникают затруднения, найти наилучший путь к качественному обучению, формированию духовно-нравственных ценностей, обогащению внутреннего мира как ученика, так и учителя, что тоже немаловажно.

Иллюстрация из книги L. Hough "Dr. Jolliffe's Boys".

Write a comment

Comments: 0
Яндекс.Метрика
Flag Counter