Как не оставить учеников за бортом корабля "Счастливая жизнь"

Часто слышу, что нестрогий и довольно свободный в своей работе учитель- это плохо. Вот если "строгий и все требует" - это великолепный педагог, а что касается учеников, то они "потом поймут, как это важно". Нет, не поймут, но об этом позднее. Давайте подумаем, что из этого выйдет. Да, возможно, у такого "образцового" учителя ученики будут выполнять все задания, будут учить каждый новый параграф. Но, вот только будет ли от этого польза для ученика?

Да, кто-то не только будет выполнять задание, но и заинтересуется данным предметом, продолжит его дальнейшее изучение. Но, это лишь небольшая часть учеников, а остальных ждут куда менее радужная перспектива.

Возможно, кто-то и поддастся, убедит себя в том, что все так, как ему говорят. Но, будет ли он по настоящему счастлив от таких навязанных ему знаний, будет ли он получать моральное удовлетворение от результатов своего труда? А может просто будет всю жизнь мучиться на нелюбимой работе, так как именно так его учили и ничего другого он даже допустить для себя не может. Корабль "Счастливая жизнь" давно ушел, а он все ждет его, и будет ждать до конца жизни. Такого будущего мы желаем своим ученикам? Думаю, что нет, такого и врагу не пожелаешь.

Другой, формально выполнит все то, что от него требуется и больше никогда к этому не вернется, останется лишь чувство какого-то насилия, какого-то принуждения. Опять же, никакого морального удовлетворения.

Но, есть и другой сценарий. Учитель по настоящему любит и верит в каждого ученика, старается заинтересовать даже тех, кто возможно еще не сильно вовлечен в процесс познания. Именно удовольствие от процесса, его увлекательность для каждого ученика лежит в основе его работы. Процесс идет легко и непринужденно. Не требуется какой-то искусственной строгости, лишних условий. У учеников нет повода для неуверенности и стеснения, страха допустить ошибку, проявить свою индивидуальность, творческий подход. Каждый находит для себя что-то свое. В такой атмосфере учение легко сочетается с духовным развитием, становится единым целым. Возможно, не все задания будут выполнены, но зато те, что будут- будут выполнены с радостью, чувством морального удовлетворения, прочно и надолго закрепятся в памяти изучаемые принципы. При правильном подходе, уже в начале будет ясно, какие из заданий вызывают интерес, учителю не составит труда подобрать задания по основным моментам своего предмета именно в таком духе. Тогда и удовольствие не пропадет, и основная часть знаний и навыков будет получена и закреплена каждым. Да, это сложнее, чем стандартный ряд заданий, которые "должен выполнить каждый", но результаты будут совсем иными. Здесь уже учитель не сможет вести себя как Лена из "Polly's Petition" C.M. Clarke: "She had not prepared any lesson, partly because she hardly knew how, and partly because she thought that for such very young children as were to be her charge no preparation was necessary ".

Часто бывает, что проходит время и такой учитель узнает, что часть учеников (даже из тех, кто не очень включался в процесс) хотят продолжить свое обучение в данном направлении, у них появилось желание узнать больше - проснулась тяга к новым знаниям.

Раз появилось желание, можно не сомневаться, такой ученик обязательно освоит то, что осталось за рамками уроков, то что не "вытребовал" учитель. Но, при этом не угаснет интерес, каждый момент обретения знаний станет счастливым, дальнейшая работа будет озарена огнем любви и творческого созидания. И учитель может быть уверен, такой ученик никого не скажет "На работу- как на каторгу". Именно ради этого хочется и стоит работать, чтобы никто не остался за бортом корабля "Счастье".

"А как же те, кто не заинтересовался?",- спросите Вы. Они найдут себя в другом предмете, в другой сфере своей (или иной) специальности. От того, что Вы получите от них все задания, любви не проснется. При предложенном подходе такие ученики не испытают никаких негативных эмоций, изученный, но не пришедшийся по душе предмет останется для них интересным опытом, чем-то новым в процессе познания мира. Главное, у них не будет формироваться неприязни, если жизнь и подтолкнет их ко встрече с данным направлением- они смогут к нему легко адаптироваться, избежать стресса.

Изображение: открытка из моей коллекции

Write a comment

Comments: 0
Яндекс.Метрика
Flag Counter