Может ли обучение быть интересным и увлекательным?

Может ли обучение быть интересным и увлекательным? Должно ли оно быть таким, или ученикам нужно смиренно терпеть все тяготы скучного и порой тяжелого обучения? Именно такими вопросами уже больше века задаются учителя, ученики и их родители. Как это часто бывает, учитель руководствуется следующим: "Дал задание- выполняй, не выполнил- накажу. Тебе не интересно? Меня это не интересует, у меня такой предмет. А как ты работать будешь? Я лучше знаю, что тебе нужно, а твое дело только выполнять". Такой авторитарный подход, при котором ученик подобен рабу, принужденному сносить все, что ему приказывают, порой нелогично и садистично, стойко укоренился в сознании многих педагогов. Очевидно, он порочен по своей сути. Как отмечал английский философ Г. Спенсер, обучение должно быть приятным и интересным. И это была первая половина XIX века. Уже тогда, после публикации его работ по педагогике, многие учителя, сторонники гуманной педагогики, признали, что обучение может быть приятным, что самые сложные задания посильны ученикам тогда, когда они заинтересованы, им хочется с этим справиться, а не потому, что учитель опять начнет ругаться, поставит двойку, вызовет родителей. Взглянув на жизнь работников современных компаний и предприятий, мы замечаем, что наиболее активно и успешно идет работа по тем направлениям, где сотрудник лично мотивирован и заинтересован. Именно свободный и заинтересованный человек успешен в работе, а не тот, кто трудится по принуждению. За подтверждением этого далеко ходить не нужно. Вспомните себя, как Вы выполняете то, что Вам поручено, но не вызывает интереса и желания? Правильно, посредственно. Да, возможно, Вы не бросите порученное дело, но и блестящих результатов ожидать не стоит. Безусловно, бывает и так, что ученик в силу тех или иных причин абсолютно не готов к изучению вашего предмета, не испытывает ни склонностей, ни желания к его изучению. Что же тогда делать? Часто можно слышать: «Ему (ей) нужно двойку поставить, выгнать, отчислить, заставить». Верно ли это? Будет ли польза от такого учения, какие чувства сформирует такой подход в человеке? Разумеется, что ничего хорошего это не принесет. Нужно не забывать, что учитель, какой бы предмет он ни вел, является воспитателем. А любовь и ответственность, как составляющие воспитания, никак не совместимы с тем, что мы только что предложили. Другое дело, найти то, что обогатит человека, его внутренний мир. У каждого это будет что-то свое, главное понять и почувствовать это, собственно, на то и дана учителю душа. Душа, которая не должна быть глухой к внутреннему миру своих учеников: миру их желаний, чувств, переживаний. А обретя что-то для своей духовности, человек скорее проникнется интересом и к остальному, что несет учитель, тому, ради чего мы хотели допустить насилие над личностью, рожденной быть свободной. Вот и пробудился интерес, мы успешно справились со своей задачей, не причинив боль, дискомфорт, грубо не вторгнувшись во внутренний мир другого человека.

Хочется, чтобы мироощущение каждого из учеников сохранило свою чистоту и красочность, как этот чудесный уголок побережья Франции на открытке из моей коллекции.

Write a comment

Comments: 0
Яндекс.Метрика
Flag Counter