О подходе к оценкам

Часто учителя задают один и тот же вопрос: “Может ли быть так, что все получают хорошие оценки?”. Что же побуждает учителя сомневаться в этом? Почему он настолько убежден в «чудодейственной силе» плохих оценок, в том, что очередная двойка изменит ситуацию к лучшему, ученику, который ее получил, захочется учиться? Как это ни странно, такой подход прочно укоренился в сознании многих учителей, они не представляют себе, что может быть иначе. Вспоминается одна история, которой когда-то поделился со мной молодой учитель:

«Вася был заядлым двоечником и троечником, плохие оценки ему ставили не потому, что Вася ничего не умел, а потому, что каждый раз он хотел справляться со всеми заданиями по-своему, это не всегда совпадало с теми вариантами, которые предполагали учителя. Не важно, что Вася успешно со всем справлялся, давно уже устроился на работу по специальности, главное, это не совпадало с ожиданиями. В итоге Вася так и закончил колледж оставшись со множеством троек, а «справедливость» якобы восторжествовала»

В этой истории мы видим пример распространенного заблуждения – не важно, что ученик может, главное, чтобы результаты его труда полностью соответствовали ожиданиям учителей, а иногда, что греха таить, просто создавалось впечатление активной работы. «Какой хороший(-ая) ученик(-ца), все-то выполняет, каждый урок старается», - часто именно так характеризуются соответствующие «требованиям» ученики. При таком подходе теряется самое главное – личностный подход к каждому, атмосферы творчества, мысли, живого интереса к изучаемому. А ведь именно мышление, индивидуальное восприятие знаний, их переосмысление- залог формирования прекрасного специалиста. Именно включение мышления в процесс познания, творческий подход к той или иной деятельности- гарантия того, что в дальнейшем такой ученик сможет успешно справляться с теми задачами, которые потребует от него работа, успешный труд будет вызывать в нем чувство глубокого удовлетворения, дарить вдохновение для новых достижений.

Бывает и другой случай, когда двойки и тройки получает тот, кто действительно еще не очень понял новую тему, кому возможно требуется больше времени для ее восприятия. Но получив двойку, такой ученик явно не испытает желания учиться, скорее наоборот, захочется бросить такую учебу. Здесь для учителя важным становится осознание того, что оценки — это не самоцель обучения, они не должны быть орудием наказания, а могут лишь быть вознаграждением за новые успехи. А иногда, и за ожидаемые успехи, которые еще впереди, но которые должны стать желанными для ученика. А ведь для такого ученика так важна «ситуация успеха», окрыляющая и придающая силы к новым свершениям. Ведь, как бы это не скрывали, каждый хочет быть успешным, каждый любит, чтобы у него что-то получалось, и только тогда хочется идти дальше, только тогда проснется тяга к знаниям. И здесь многое зависит далеко не от оценок, а от личности учителя, его человеческих качеств, его веры в каждого из учеников, умения в каждом найти что-то прекрасное. Тогда и оценки не потребуются, ведь лучший стимул — это вера в человека, вера в том, что каждый человек по-своему прекрасен и талантлив. Если в Вас верят - Вы сможете гораздо больше, преодолеете многие преграды.

 

Изображение: Замок Leopoldstein, Австрия. Открытка из моей коллекции.

Write a comment

Comments: 0
Яндекс.Метрика
Flag Counter